Претензионно-исковая работа

 

Претензионно-исковая работа осуществляется в 2 этапа:

  • претензионный (досудебный) этап урегулирования спора;
  • исковое производство (судебный порядок рассмотрения спора).

Претензионное производство

Претензионный порядок досудебного урегулирования спора предусмотрен либо законом, либо договороми его соблюдение является обязательным условием для передачи спора на рассмотрение суда.


Основанием для осуществления претензионной работы является выявление стороной договора факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору.

К фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору относятся:

  • нарушения сроков поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • нарушения объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • нарушения ассортимента поставляемого товара;
  • нарушения качества выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • поставка некачественного товара;
  • иные нарушения условий договора.

Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору может быть задокументирован в виде двухстороннего акта выявленных недостатков. Двухсторонний акт подписывается в двух экземплярах уполномоченными представителями сторон по договору. Перед составлением двухстороннего акта сторона договора извещает другую сторону по договору способом, указанным в договоре, о прибытии на объект для составления двухстороннего акта. В случае неявки представителя другой стороны по договору может быть составлен односторонний акт с указанием на неявку представителя контрагента и приложением к акту копии письма о вызове.

Претензионной работой является непосредственное выставление одной стороной договора  другой стороне претензии, с целью:

  • добровольного выполнения нарушенных обязательств по договору;
  • добровольной уплаты другой стороной предусмотренных договором штрафных санкций (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.

Претензия также может содержать требование о расторжении договора по соглашению сторон или иные требования, вытекающие из договора.

Претензия, как правило, оформляется на официальном бланке и подписывается руководителем стороны договора или его представителем по доверенности.

Претензия должна содержать:

  • реквизиты договора;
  • описание объекта ненадлежащего исполнения обязательств по договору;
  • предмет требований;
  • сумму требований и их обоснованный расчет;
  • обстоятельства, на которых основываются требования;
  • перечень прилагаемых документов;
  • срок рассмотрения претензии контрагентом по договору;
  • банковские реквизиты для уплаты штрафных санкций;
  • иные сведения, необходимые для досудебного урегулирования спора.

Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством курьера (при этом на втором экземпляре претензии должна быть отметка о получении).

Сроки выполнения подрядных работ, сроки поставки товара, указанные в претензии, должны соответствовать срокам, которые будут указываться в актах приемки выполненных работ, актах приемки поставленных товаров (товарных накладных).

Применение обеспечительных мер надлежащего исполнения условий договора (если они указаны в договоре)

В случае применения обеспечительных мер исполнения договора, которыми обеспечиваются возмещение штрафных санкций, и при неполучении в установленный срок ответа на претензию или получении ответа, в котором содержится отказ в удовлетворении требований, сторона договора, чьи права и интересы нарушены, направляет в организацию, предоставившую обеспечительные меры , письменное требование исполнить указанное обязательство за сторону по договору с приложением всех необходимых документов.

Особенности осуществления претензионной работы при расторжении договора

В случае неисполнения обязательств по договору или по иным основаниям, установленным действующим законодательством или договором, он может быть расторгнут в одностороннем порядке.

При наличии оснований для расторжения договора  направляется уведомление о расторжении договора согласно его условиям в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством курьера (при этом на втором экземпляре претензии должна быть отметка контрагента по договору о получении).

Исковое производство

Исковое производство включает в себя:

  • подготовку искового заявления;
  • направление искового заявления в суд и участие в судебном разбирательстве в качестве истца;
  • подготовку отзыва на иск (возражений относительно исковых требований)
  • участие в судебном заседании в качестве ответчика;
  • обжалование судебных решений.

Исковое заявление (отзыв) подписывает руководитель организации или представитель по доверенности с приложением надлежащим образом заверенной копии доверенности.

При обращении в Арбитражный суд копия заявления и прилагаемые к ней документы направляются заказным письмом с уведомлением о вручении ответчику и иным лицам, участвующим в деле. 

Особенности подготовки искового заявления о расторжении договора

Исковое заявление о расторжении договора направляется в суд в срок действия договора.

Требование о расторжении договора может быть заявлено в суд после получения отказа другой стороны по договору на уведомление о расторжении договора либо неполучения ответа в срок, указанный в этом уведомлении.

Направление искового заявления в суд и участие в судебном заседании в качестве истца

Исковое заявление и приложения к нему подаются в суд в письменной форме или с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Оптимальный способ подачи искового заявления - непосредственно в суд с его регистрацией о принятии (регистрационный номер ставится на копии искового заявления).

В отношении процессуальных документов суда по делу, размещенных на официальном сайте суда, необходимо осуществлять постоянный мониторинг.

Руководитель стороны в споре участвует в деле без доверенности с предоставлением документов, подтверждающих его право действовать без доверенности.

В случае отказа судом в удовлетворении заявленных требований принимаются меры по обжалованию решения суда в вышестоящих судебных инстанциях.

Участие в судебном заседании в качестве ответчика

В соответствии с требованиями, установленными процессуальным законодательством, лицу, участвующему в деле в качестве ответчика, третьего лица, необходимо направить в суд лицам, участвующим в деле, отзыв (возражения) на исковое заявление или жалобу.

Отзыв (возражения) направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом (возражениями) до начала судебного заседания. Отзыв (возражения) может быть передан в суд и лицам, участвующим в деле, в ходе предварительного судебного заседания.

К отзыву (возражениям) прилагаются документы, которые подтверждают доводы и возражения относительно иска.

Обжалование судебного решения в качестве ответчика, а также третьего лица осуществляется в соответствии с действующим процессуальным законодательством.