Минимизация дебиторской задолженность
Дебиторская задолженность - не исполненное в срок контрагентом-должником обязательство о выплате денежных средств в пользу кредитора в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору.
В случае образования дебиторской задолженности в связи с неисполнением обязательства контрагенту предъявляется претензия в порядке, предусмотренном законом или договором.
Цель предъявления претензии – сформировать у контрагента убежденность в том, что его действия не соответствуют условиям договора и невыгодны для него, принимая при этом меры досудебного разбирательства.
Предъявление контрагенту претензии не исключает возможности и необходимости принятия иных мер, направленных на склонение должника к погашению дебиторской задолженности, таких как направление писем, телеграмм, составление актов сверок и т.д.
При подготовке претензии изучаются следующие сведения и документы:
- документы, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документы, подтверждающие ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);
- реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т.д.);
- расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);
- письма по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;
- иные документы, имеющие отношение к неисполнению контрагентом обязательства.
Претензия должна содержать следующие данные:
- наименование контрагента;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие статьи договора и нормативных правовых актов;
- указание о предполагаемом способе исполнения обязательств;
- расчет суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства;
- срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию;
- информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств, обращение в суд и т.д.);
- дата и регистрационный номер претензии;
- подпись уполномоченного лица.
Претензия направляется контрагенту заказным письмом (иным способом, позволяющим доказать факт направления претензии).
В случае если контрагент не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в претензии срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.
Претензии целесообразно предъявлять всем контрагентам-должникам без исключения, даже если направление претензий не предусмотрено условиями договора.
В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга, способы защиты интересов кредитора корректируются.
При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности профильное подразделение организации-кредитора должно оказывать помощь в подготовке документов, а при необходимости обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.
После выдачи судом исполнительного листа о взыскании с контрагента просроченной дебиторской задолженности проводятся следующие мероприятия:
- устанавливается информации о банковских счетах и имуществе контрагента;
- исполнительные листы направляются в банки, обслуживающие счета контрагента;
- организуется взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности на основании выданного судом исполнительного листа;
- рассматривается возможность обращения с заявлением в суд о признании должника несостоятельным (банкротом).