Претензионно-исковая работа
Претензионно-исковая работа осуществляется в 2 этапа:
- претензионный (досудебный) этап урегулирования спора;
- исковое производство (судебный порядок рассмотрения спора).
Претензионное производство
Претензионный порядок досудебного урегулирования спора предусмотрен либо законом, либо договором, и его соблюдение является обязательным условием для передачи спора на рассмотрение суда.
Основанием для осуществления претензионной работы является выявление стороной договора факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору.
К фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору относятся:
- нарушения сроков поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- нарушения объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- нарушения ассортимента поставляемого товара;
- нарушения качества выполняемых работ, оказываемых услуг;
- поставка некачественного товара;
- иные нарушения условий договора.
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору может быть задокументирован в виде двухстороннего акта выявленных недостатков. Двухсторонний акт подписывается в двух экземплярах уполномоченными представителями сторон по договору. Перед составлением двухстороннего акта сторона договора извещает другую сторону по договору способом, указанным в договоре, о прибытии на объект для составления двухстороннего акта. В случае неявки представителя другой стороны по договору может быть составлен односторонний акт с указанием на неявку представителя контрагента и приложением к акту копии письма о вызове.
Претензионной работой является непосредственное выставление одной стороной договора другой стороне претензии, с целью:
- добровольного выполнения нарушенных обязательств по договору;
- добровольной уплаты другой стороной предусмотренных договором штрафных санкций (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
Претензия также может содержать требование о расторжении договора по соглашению сторон или иные требования, вытекающие из договора.
Претензия, как правило, оформляется на официальном бланке и подписывается руководителем стороны договора или его представителем по доверенности.
Претензия должна содержать:
- реквизиты договора;
- описание объекта ненадлежащего исполнения обязательств по договору;
- предмет требований;
- сумму требований и их обоснованный расчет;
- обстоятельства, на которых основываются требования;
- перечень прилагаемых документов;
- срок рассмотрения претензии контрагентом по договору;
- банковские реквизиты для уплаты штрафных санкций;
- иные сведения, необходимые для досудебного урегулирования спора.
Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством курьера (при этом на втором экземпляре претензии должна быть отметка о получении).
Сроки выполнения подрядных работ, сроки поставки товара, указанные в претензии, должны соответствовать срокам, которые будут указываться в актах приемки выполненных работ, актах приемки поставленных товаров (товарных накладных).
Применение обеспечительных мер надлежащего исполнения условий договора (если они указаны в договоре)
В случае применения обеспечительных мер исполнения договора, которыми обеспечиваются возмещение штрафных санкций, и при неполучении в установленный срок ответа на претензию или получении ответа, в котором содержится отказ в удовлетворении требований, сторона договора, чьи права и интересы нарушены, направляет в организацию, предоставившую обеспечительные меры , письменное требование исполнить указанное обязательство за сторону по договору с приложением всех необходимых документов.
Особенности осуществления претензионной работы при расторжении договора
В случае неисполнения обязательств по договору или по иным основаниям, установленным действующим законодательством или договором, он может быть расторгнут в одностороннем порядке.
При наличии оснований для расторжения договора направляется уведомление о расторжении договора согласно его условиям в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством курьера (при этом на втором экземпляре претензии должна быть отметка контрагента по договору о получении).
Исковое производство
Исковое производство включает в себя:
- подготовку искового заявления;
- направление искового заявления в суд и участие в судебном разбирательстве в качестве истца;
- подготовку отзыва на иск (возражений относительно исковых требований)
- участие в судебном заседании в качестве ответчика;
- обжалование судебных решений.
Исковое заявление (отзыв) подписывает руководитель организации или представитель по доверенности с приложением надлежащим образом заверенной копии доверенности.
При обращении в Арбитражный суд копия заявления и прилагаемые к ней документы направляются заказным письмом с уведомлением о вручении ответчику и иным лицам, участвующим в деле.
Особенности подготовки искового заявления о расторжении договора
Исковое заявление о расторжении договора направляется в суд в срок действия договора.
Требование о расторжении договора может быть заявлено в суд после получения отказа другой стороны по договору на уведомление о расторжении договора либо неполучения ответа в срок, указанный в этом уведомлении.
Направление искового заявления в суд и участие в судебном заседании в качестве истца
Исковое заявление и приложения к нему подаются в суд в письменной форме или с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Оптимальный способ подачи искового заявления - непосредственно в суд с его регистрацией о принятии (регистрационный номер ставится на копии искового заявления).
В отношении процессуальных документов суда по делу, размещенных на официальном сайте суда, необходимо осуществлять постоянный мониторинг.
Руководитель стороны в споре участвует в деле без доверенности с предоставлением документов, подтверждающих его право действовать без доверенности.
В случае отказа судом в удовлетворении заявленных требований принимаются меры по обжалованию решения суда в вышестоящих судебных инстанциях.
Участие в судебном заседании в качестве ответчика
В соответствии с требованиями, установленными процессуальным законодательством, лицу, участвующему в деле в качестве ответчика, третьего лица, необходимо направить в суд лицам, участвующим в деле, отзыв (возражения) на исковое заявление или жалобу.
Отзыв (возражения) направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом (возражениями) до начала судебного заседания. Отзыв (возражения) может быть передан в суд и лицам, участвующим в деле, в ходе предварительного судебного заседания.
К отзыву (возражениям) прилагаются документы, которые подтверждают доводы и возражения относительно иска.
Обжалование судебного решения в качестве ответчика, а также третьего лица осуществляется в соответствии с действующим процессуальным законодательством.